Основная образовательная программа
начального общего образования
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 7 с углублённым изучением отдельных предметов"
2. Содержательный раздел
2.1. Программа формирования универсальных учебных действий
2.1.1. Пояснительная записка
Приоритетным направлением ООП НОО становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательной деятельности. В широком значении термин "универсальные учебные действия" означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом значении) термин "универсальные учебные действия" можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этой деятельности.
Нормативно правовая основа:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009 г. № 373.);
- Устав МАОУ СОШ № 7
Теоретикометодологическая основа:
- культурноисторический подход, базирующийся на положениях научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и др.
Концептуальнометодологическая основа (в соответствии ФГОС НОО):
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения;
- Примерная программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования (далее программа формирования универсальных учебных действий) Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. "Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Пособие для учителя." М.: Просвещение, 2008. 160 с. (Стандарты второго поколения).)
Методическая основа примерные требования к разработке в образовательных учреждениях программы формирования универсальных учебных действий для начального общего образования.
Цель программы: обеспечить регулирование различных аспектов освоения обучающимися универсальных учебных действий, применимых в рамках как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Функции универсальных учебных действий:
- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и, в конечном счёте, ведёт к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться.
Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия это обобщённые способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися её целей, ценностносмысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение "умения учиться" предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:
- учебные мотивы,
- учебную цель,
- учебную задачу,
- учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка.
««« |
1.3.6. Итоговая оценка выпускника начальной школы |
Оглавление ΔΔΔ |
2.1.2. Характеристика универсальных учебных действий, формируемых у младших школьников |
»»» |