Поощрения и наказания детей в семье
Вряд ли на свете найдутся родители, которые занимаются воспитанием ребёнка, но при этом никогда его не наказывают, а уж тем более не поощряют. Для начала рассмотрим особенности применения поощрений.
Прежде всего, следует подчеркнуть, что эта мера не всегда даёт желаемый результат. Более того, неправильное применение её может нанести серьёзный вред воспитанию. В тех случаях, когда ребёнок получает поощрения незаслуженно, без достаточных оснований, оно теряет свою воспитательную ценность.
За что же следует поощрять детей?
Если ребёнок хорошо учится, добросовестно трудится, примерно ведёт себя, его можно похвалить или даже наградить. Но при этом важно учитывать не только конечные результаты его действий, но и, главное, затраченные им усилия, проявленные им трудолюбие и усидчивость. По уровню своих способностей дети бывают разными. За одни только способности поощрять не стоит. Отмечать одобрением нужно старательность, проявленное усердие, прилежание. При этом родители должны быть особенно внимательны к детям, которым что-либо трудно даётся. А ведь их чаще укоряют, чем подбадривают. Между тем именно они больше всего нуждаются в поощрении одобрением.
Вообще при использовании такой формы воздействия следует внимательно подходить к индивидуальным особенностям того или иного ребёнка. И если скромного или потерявшего веру в себя и в свои силы и возможности весьма полезно подбодрить, то самоуверенного и заносчивого надо поощрять очень осторожно. Внимание родителей должно быть обращено на мотивы поведения ребёнка, потому что за хорошими действиями и поступками его могут скрываться различные побудительные мотивы. Одни старательно учат уроки, потому что трудолюбивы и старательны, другие потому что тщеславны и самолюбивы, третьи из-за того, что родители оплачивают каждую пятёрку. Естественно, что одинаково оценивать и поощрять их успехи не следует!
Как поощрять детей?
Поощрения в семье могут выражаться разнообразно: словесно и в виде наград и подарков.
Словесное поощрение может быть выражено в виде одобрения словами: "хорошо", "правильно", "молодец" и т. п. Приветливо улыбнитесь, одобрительно взгляните на ребёнка, погладьте по голове и он почувствует, как вы довольны его трудом или поведением. Словесная благодарность, признательность важная форма поощрения.
Другая форма благодарности подарок. На такой форме поощрения, на его роли, значении и назначении нужно остановиться особо. Это один из наиболее уязвимых вопросов в практике семейного воспитания. Неправильное его использование слишком часто приводит к нежелательным, а порой и безнравственным проявлениям у ребёнка, а со временем и уже взрослеющего или взрослого человека.
Излишество в подобном виде поощрений вредит делу воспитания чрезвычайно. Конечно, дети должны чувствовать внимание к себе, заботу и любовь родителей. Но эти отношения не должны измеряться суммой, обозначенной в кассовом чеке, заплаченной за подарок, и тем более не числом подарковподношений. Как показывает практика, дорогие вещи сначала радуют детей, но затем постепенно развивают зазнайство, отчужденность от сверстников и в конце концов приводят формированию потребительских взглядов на жизнь.
Рассматривая проблему поощрения детей в семейном воспитании, нельзя обойти молчанием и вопрос о поощрениях детей деньгами. Несмотря на вроде бы очевидную ясность вопроса поощрения деньгами не должны иметь место, в практике воспитания встречаются разнообразные, порой весьма сложные ситуации, порождённые проблемой "дети и деньги".
Обратите внимание на то, как ваши дети относятся к деньгам, и вы увидите, что это одна из серьёзных проблем. У одного появившиеся 5 рублей вызывают в кармане "жжение": он должен их истратить, всё равно на что, купить ли мороженое или почти ненужную кисточку. Ему нравится сам процесс траты денег, покупки чего-нибудь. Другой ребёнок эти 5 рублей откладывает на что-то, добавляя к уже имеющимся. У него есть совершенно определённая цель, которую он в будущем попытается реализовать. Третий в деньгах видит только источник возможных удовольствий: кино, мороженое и т. п. Иногда приходится отмечать у некоторых детей отдельные проявления частнособственнических инстинктов жадности, стремления к накопительству.
Конечно, сформировать в семье маленького скрягу или скупца, в общем-то, не очень трудно. Гораздо труднее привить ребёнку бережливость. Дети сравнительно рано узнают значение денег и те возможности, которые раскрываются перед их владельцем. Мы очень часто слышим от наших детей стереотипные просьбы: "Мама, дай мне денег". А в магазинах, особенно игрушек, порой сопровождаемое плачем: "Купи это, купи то!" И иногда доведённая до отчаяния криками и плачем ребёнка, мама либо начинает тут же в магазине шлёпать ребёнка, либо уступает ему и, вопреки своим материальным возможностям и правилам воспитания, покупает просимое, только бы ребёнок перестал кричать или плакать. И надо сказать, что оба эти варианта педагогически неоправданны. В подобных случаях ребёнка следует отвлечь, переключить его внимание на какой-то другой объект. А позже, в иной обстановке, попытаться провести разъяснительную работу.
Если же говорить о том, как должна эта проблема решаться не сиюминутно, а в масштабе времени, то следует отметить следующее. С известного возраста (старший дошкольник, младший школьник) дети учатся производить покупки, подсчитывать стоимость купленного, размер сдачи и т. п. Выполнение подобных поручений один из путей формирования правильного отношения детей к деньгам.
Самый, пожалуй, существенный вопрос должны ли дети иметь свои личные деньги? И если да, то какие?
На этот вопрос можно ответить положительно да, должны! Но приблизительно с 11-12летнего возраста. Однако, прежде полезно провести необходимую разъяснительную работу. Она сводится к следующему: ребёнка нужно в доступной форме познакомить с материальными возможностями семьи. Необходимо, чтобы он знал, что деньги это оплата труда родителей, что они расходуются не только по желанию, но и исходя из нужд всей семьи В то же время небольшие покупкипоручения для семьи позволяют ребёнку наглядно знакомиться с распределением бюджета, реалистичнее соизмерять свои желания и интересы и возможности всей семьи. Однако первые опыты обращения с деньгами должны обязательно проходить под контролем и влиянием взрослых. Разъяснения и коррективы родителей будут способствовать правильному формированию отношений ребёнка к деньгам. Когда родители почувствуют, что ребёнок научился сдерживать некоторые свои желания, "личные" деньги давать ему можно и нужно. Вот лишь сколько?
Руководствоваться в этом случае нужно в первую очередь разумными потребностями ребёнка. Ни в коем случае нельзя исходить только из возможностей: не следует давать денег столько, сколько попросят. Подобные опыты заканчивались печально и для детей, и для родителей. Но нельзя впадать и в другую крайность. Если у ребёнка не будет необходимых ему денег на свои мелкие расходы, на свои мелкие нужды, в то время как товарищи его их имеют, это может подтолкнуть его добыть их другими, возможно, незаконными путями.
Итак, небольшие личные деньги у подростков должны быть.
Необходимым также подчеркнуть, что одна из задач, стоящих перед родителями, научить своих детей ценить и уважать деньги. Да, именно так. Может быть, такая мысль покажется странной, она имеет определённый педагогический смысл. Ценить деньги по-настоящему можно лишь тогда, когда знаешь, как они достаются. А говоря об уважении к деньгам, мы имеем в виду уважение к тем, кто их зарабатывает, к нелёгкому человеческому труду. Отсюда следует и экономия, и бережливость, и разумный расчёт, и внимание к членам семьи и другим людям.
В некоторых семьях детей поощряют мало или совсем не поощряют. Родители стараются больше воздействовать на них строгостью, наказаниями. И хотя поощрение отнюдь не исключает мер принуждения, в том числе и наказаний, как правило, эти методы не всегда применяются в их разумном сочетании.
Наказания.
Теперь остановимся на мерах наказания, используемых в практике семейного воспитания. Первый вопрос, который возникает у родителей, это вопрос о том, а всегда ли нужно детей наказывать? А нельзя ли вообще обойтись без наказаний?
Семейная педагогика совершенно недвусмысленно рекомендует не оставлять без внимания и воспитательного воздействия ни одного проступка ребёнка. Безнаказанность может привести к тому, что отдельные проступки ребёнка со временем могут превратиться в систему его поведения.
"Разумная система наказаний," писал А. С. Макаренко, "не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их".
Однако эта система не предполагает, что за каждым проступком должны следовать взыскание, наказание и т. п. Наказание оказывает воспитательное воздействие в полной мере только тогда, когда оно не превращается в повседневность, когда ребёнок понимает его справедливость, когда оно соответствует степени вины и тяжести совершенного проступка, когда, наконец, оно своевременно.
В практике семейного воспитания мы довольно часто встречаемся с фактами элементарной педагогической неграмотности родителей в этой области с фактами грубейших нарушений правил применения наказаний в воспитательной работе. И первое, с чем приходится сталкиваться, применение родителями физических наказаний. К сожалению, несмотря на то, что мы живём в век научнотехнической революции, в век покорения космоса, отдельные родители по методам воздействия на ребёнка недалеко ушли от методов, характерных для средневековья. Они вовсю используют "методику ремня", считая это наиболее действенной формой наказания. А результаты? Результаты, увы, не те, которых хочется родителям! Не об этом ли свидетельствует та банальная фраза, которую весьма часто приходится слышать в таких семьях. "Ты забыл, что было вчера? Я тебе напомню!" говорит родитель, возмущенный каким-то новым проступком сына. А что было вчера? А вчера за какую-то провинность ребёнка побили. Прошел только день или и того меньше, а родителям уже приходится напоминать о вчерашней экзекуции.
Конечно, разные дети по-разному реагируют на физическую расправу. У одних она вызывает справедливое чувство обиды на родителей, порой очень долгой обиды. У других слабых, забитых детей физические наказания развивают трусливость и безответственность, у третьих сильных дерзость и жестокость и т. п. Но в любом случае физические наказания способствуют возникновению целого ряда отрицательных качеств: лицемерия, лживости, хитрости, подхалимства, озлобления.
Итак, по-видимому, родителям необходимо воспитывать своих детей, не применяя физических наказаний.
Также полезно заметить, что наказание вообще не должно применяться в пылу раздражения, без учёта объяснений ребёнка и всех обстоятельств, сопутствующих проступку.
Какие же меры наказания допустимы в семейном воспитании? Естественно, что дать рецепты на все случаи жизни практически невозможно, ибо каждый ребёнок и проступки его индивидуальны. В каждом отдельном случае мера наказания должна быть своя, наиболее целесообразная. В одном случае это может быть замечание, лёгкое выражение неудовольствия, выговор. В другом лишение права на развлечение, награду, удовольствие будь то посещение кино, катка, цирка, а может быть, и комплекс мер в их разумном сочетании.
И всё-таки семейная педагогика признает за собой право давать некоторые общие рекомендации и советы в применении наказания.
Наказание будет эффективным, если соблюдать ряд таких условий: не превращать одно и то же наказание в систему их нужно разнообразить по форме. Другая рекомендация наказывать ребёнка надо только за какой-то определённый проступок, а не за плохое поведение вообще. Не следует напоминать ребёнку о его плохих поступках и о том, как он был наказан за них в прошлый раз. Подобные напоминания могут вызвать ожесточение у ребёнка, породить упрямство как своеобразную форму защиты, стремление и впредь поступать по-своему, назло.
И в заключение
Всегда, в любой ситуации уважайте в своём ребёнке личность. Даже наказывая его за какой-то проступок, проявляйте тактичность и сдержанность. Применяя поощрение и наказание в семье, помните, что нельзя лишать ребёнка уверенности в вашей любви к нему. Он должен знать и чувствовать, что его обязательно поймут и простят, что его проступки всегда рассматриваются отдельно от личности. Если всё делается именно так, то и наказание воспринимается без осадка в детской душе, без зарождения озлоблённости.
Удачи!
Последнее изменение: 15.12.2014 16:32
|
Новости
21.01.2025 УГЛТУ приглашает на информационную встречу Подробнее »
21.01.2025 Утверждён новый Перечень вступительных испытаний в ВУЗы Подробнее »
15.01.2025 Военнопартиотический клуб "Саланг" приглашает! Подробнее »
09.01.2025 В школе проводится очередной "Урок цифры" Подробнее »
13.12.2024 В школе проводится очередной "Урок цифры" Подробнее »
10.12.2024 Онлайнконференция портала Учеба.ру, посвящённая изменениям в приёмной кампании 2025 Подробнее »
07.12.2024 Портал Geekz проводит Онлайнмероприятие для учеников 10 и 11 классов и их родителей Подробнее »
30.11.2024 Олимпиада по спортивному программированию "Технокубок" Подробнее »
|