ОГЭ и ЕГЭ становится для выпускников уже обычным делом, но до сих пор вызывает страх и стрессовые реакции. От чего зависит степень волнения на экзамене? Не только от того, насколько вы уверены в своих силах, и как вы выучили материал. Особую роль здесь играет интеллектуальнопсихологическая готовность.
Сама форма тестирования предъявляет особые требования к организации мыслительной деятельности, поэтому готовность учащегося должна включать в себя такие качества:
- эффективная умственная деятельность в непривычных условиях,
- анализ задания вне зависимости от привычных схем,
- умение интуитивно определить верное направление решения или ответ,
- владение приемами активизации восприятия и концентрации внимания.
- психофизическое состояние, которое зависит от эмоционального настроя, уверенности в собственных силах и возможностях, а также от умения управлять своим эмоциональным состоянием, справляться со своим страхом).
Следует выделить три основных этапа:
- подготовка к экзамену, изучение учебного материала перед экзаменом
- поведение накануне экзамена
- поведение собственно во время экзамена
Как правильно готовиться к экзаменам?
Обычно во время подготовки к экзаменам человек плохо спит, утрачивает аппетит, теряет заряд бодрости. И от того, насколько правильно будет организован режим занятий и отдыха, зависит и успешная сдача экзаменов, и сохранение здоровья. В первую очередь необходимо внутренне настроиться на большую, серьёзную и напряжённую работу умственный труд. И спросить себя: "А что конкретно я хочу получить на экзамене?" Таким образом, сразу определится планируемый результат подготовки.
Для начала хорошо бы определить, кто вы "сова" или "жаворонок", и в зависимости от этого максимально загрузить утренние или, напротив, вечерние часы. Наиболее цепкая память между 8 и 12 часами дня и около 19 часов вечера. Также результат запоминания зависит от индивидуальных особенностей человека, от режима деятельности. Наименее продуктивно заучивание днем. Целесообразнее всего запоминать вечером и повторять на следующее утро.
Спать нужно при открытой форточке и не менее 9 часов. Это восстановит трудоспособность и обеспечит полноценный отдых. Для сохранения сил и повышения работоспособности нужно организовать правильное питание. Нельзя садиться заниматься на голодный желудок! Важное значение имеют овощи и фрукты с большим содержанием витамина С, которые помогают удерживать в памяти большие текстовые объемы.
Следует оборудовать место для занятий: убрать лишние вещи, удобно расположить нужные учебники, пособия, тетради. Можно ввести в интерьер для занятий жёлтый и фиолетовый цвета, так как они повышают интеллектуальную активность. Не надо переклеивать ради этого обои или менять шторы, достаточно какойто иллюстрации или календаря в таких тонах.
Некоторые считают, что музыка, шум, разговоры не мешают им во время занятий, но это не так. Утомление в данном случае наступает значительно быстрее. Продуктивная умственная деятельность возможна лишь в условиях тишины. Желательно избегать в это время просмотров телепередач, игры в шахматы, так как они увеличивают и без того большую умственную нагрузку.
Начинать повторение материала нужно на свежую голову пока не устал, с самого трудного, с того раздела, который знаком хуже всего. Но бывает и так, что заниматься не хочется, в голову ничего не идёт, нет настроения. В таком случае полезно начать с самого лёгкого материала, который более всего интересен и приятен. Но если и это вам не помогает, если вы не можете сосредоточиться, включиться в работу, немедленно приступайте к процессу "врабатывания". Сидя за столом, начинайте писать любые строчки, какие только приходят вам в голову. Главное, не останавливаться и не перечитывать написанное, не прерываться. Через некоторое время мыслительные процессы начнут работать, и вы начнёте думать о занятии.
Также лучше всего активность внимания повышают активные действия жестикуляция, ходьба, гимнастические упражнения.
Аутотренинг
Можно использовать простейший аутотренинг, который поможет включить умственную деятельность. Для этого нужно сесть за стол, где лежат книги, конспекты, закрыть глаза и про себя или шёпотом повторить 810 раз: "Я могу писать Я могу писать, Я могу писать, я пишу
я пишу". Фразы могут быть разными, но главное условие они должны быть короткими и существенными. Причем интонации должны нарастать от механической безучастности до приказа или требования. В момент наибольшего напряжения нужно внезапно замолчать, расслабиться, откинувшись на спинку стула. В голове пустота, вы ничего не хотите и не ждёте. Побудьте в этой пустоте, забудьте обо всём, и вы почувствуете, как через некоторое время в этой пустоте начнёт всплывать ваша фраза, а потом и требование писать. Рука сама потянется к бумаге. Если чтото мешает, нужно попробовать вновь расслабиться и вновь услышать свой приказ.
Очень полезно составить план, и чётко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще "немного позанимаюсь", а что именно сегодня вы будет учить: какие именно разделы и какого предмета. Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник, тем более что он может быть не один. Полезно повторять материал по вопросам. Прочитав вопрос, необходимо вначале вспомнить и записать всё, что вы помните по этому вопросу, и лишь затем проверить себя по учебнику. При изучении вопроса вообще полезно структурировать материал, то есть составлять схемы, рисунки, план. Это полезно потому, что в этом случае материал запоминается как зрительно, так и механически (через записи). Такие записи полезны еще и при кратком повторении материала. Хорошо запоминается то, что понятно. Все законы, правила, формулы сначала должны быть поняты, и только после этого их можно заучивать наизусть. Надо всегда помнить, что ваша задача не вызубрить, а понять. Память устроена таким образом, что более 80 % материала забывается сразу же в течение 8 часов, запоминается хорошо лишь то, что вам понятно. Лучше запомнить материал помогает и постоянная тренировка памяти. Выделите для этого хотя бы 1015 минут в день.
А главное, нужно научиться прорешивать тест "технично", используя всевозможные вспомогательные приёмы и соображения. Существует определённая техника сдачи теста. Эта техника включает следующие моменты:
- Тренировка постоянного жесткого самоконтроля времени. Если вы планируете тест выполнить на 4, вы должны уложиться с разделом А в первый час. Что не успели за 1 час, следует оставить (и вернуться при наличии времени после). За второй час следует решить всё, что удаётся из раздела В. Третий час можно посвятить разделу С. В оставшийся час (если вы чувствуете, что ни в пункте В, ни в С вам больше ничего не одолеть) следует вернуться к разделу А и решить всё, что в нём осталось и может быть решено.
Если вы планируете получить 5. В этом случае весь раздел А следует "уложить" в 4045 минут (или меньше). В разделе В нужно сделать не менее 78 заданий за 1 час. В разделе С не менее 12 заданий. На это может уйти 11,5 часа. Эти временные затраты вы всё время должны помнить – это и есть постоянный и жесткий контроль времени.
Естественно, выдержать этот график может только тот, кто приучен три часа подряд заниматься с полной отдачей!
- Тренировка в оценке объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно, разумном выборе этих заданий. Вы сами достаточно хорошо знаете свои слабые места. Эти слабые места следует избегать при выполнении теста. Ограничив для себя объём заданий, которые вы наверняка должны решить, вы будете иметь возможность посвятить подготовке к ним больше времени, что повышает шансы на успех.
- Тренировка в прикидке границ результатов и минимальной подстановке как проверки, проводимой сразу после решения задания. Простые подстановки для проверки результатов делайте сразу (а не "если останется время"). После решения задания вы должны снова внимательно перечитать текст его условия (что нужно было найти?), поскольку в условии может содержаться дополнительное требование. Часто выпускники просто не обращают внимание на эти требования, записывая при верно решённом задании неправильный ответ на него в бланк теста. Правда, чаще эти дополнительные условия содержатся в заданиях раздела В.
- Тренировка приёма "спирального движения" по тесту. Этот приём является первым необходимым приёмом для успешного написания задания типа "тест с ограничением времени". Он состоит в следующем: вы сразу просматриваете тест от начала до конца и отмечаете для себя то, что кажется вам простым, понятным и лёгким. Именно эти задания вы выполняете первыми. Начинайте с того, что вы можете выполнить сходу, без особых раздумий. Пробегите глазами по разделу В и отметьте дватри задания, которые поняли сразу. К ним вы перейдёте, когда закончите с разделом А. Просмотрите раздел С один пример в этом разделе всегда решаем без особого напряжения (это действительно так). Отметьте то, что вы попробуете решить, когда закончите с разделом В". Вы можете сделать так несколько раз (двигаясь по спирали и выбирая то, что "созрело" к данному моменту).
Итак!
Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.
Тренируйся, используя для этого как можно длительный промежуток времени. Если иногда практиковать задания хотя бы по 2 часа без перерыва, то сначала очень устают, но уже через месяц адаптируются к такому режиму и работают 1,5 2 часа "на одном дыхании" даже слабые ученики.
Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на заданиях в части А в среднем уходит по 2 минуты на задание).
Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, ещё раз остановиться на самых трудных вопросах.
К такому режиму работы нужно приучать себя заранее и тренироваться в нём хотя бы 1 раз в неделю.
Как повторять материалы перед экзаменами?
Повторение это воспроизведение прочитанного своими словами. Обращение к прочитанному допустимо только после невозможности вспомнить текст в течение 23 минут напряжения памяти.
Время, которое отводится для подготовки к экзаменам, нужно использовать эффективно. Предлагаемый режим повторения проверен многократно и даёт хорошие результаты. Здесь хотелось бы обратить внимание на два обстоятельства.
Первое: имеется в виду повторение уже изученного и усвоенного ранее материала. Трудно ожидать положительного результата, если в таком режиме изучается принципиально новый материал, ещё не систематизированный в сознании.
Второе: процесс повторения необходимо производить строго в соответствии со следующими рекомендациями.
- Первое повторение
Сразу по окончании чтения
- Второе повторение
Через 20 мин после предыдущего
- Третье повторение
Через 8 часов
- Четвертое повторение
Через сутки (лучше перед сном)
Накануне экзамена
Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Вы уже устали, и не надо себя переутомлять.
Напротив, с вечера перестаньте готовиться, примите душ, совершите прогулку. Выспитесь как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, "боевого" настроя. Ведь экзамен это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.
В пункт сдачи экзамена Вы должны явиться, не опаздывая, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт (не свидетельство о рождении) и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с чёрными чернилами.
Если в помещении, где будет проходить экзамен, холодно, не забудьте тепло одеться, ведь экзамен длится 34 часа.
Во время тестирования
Для того, чтобы уверенно и успешно выполнить задания работы, вам полезно:
- постараться поддерживать у себя позитивное мышление в течение всего времени, отведённого на выполнение работы;
- не поддаваться негативным изменениям в своём настроении;
- помнить, что очень важна положительная самооценка, и проговорить про себя: "Я уверен в себе, потому что я положительно себя оцениваю. Я справлюсь с поставленными задачами, и всё будет хорошо
".
В начале тестирования вам сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т. д.). Будьте внимательны!!! От этого зависит правильность ответов! В процедуре заполнения бланков возможны некоторые изменения, о которых вас обязательно проинформируют.
При получении результатов тестирования, если не согласны с оценкой, вы имеете право в течение 3 дней после объявления результата подать апелляцию в конфликтную комиссию.
У ВАС ВСЁ ПОЛУЧИТСЯ!
Скачать памятку одним файлом (MS Word, 133 Кб)
Последнее изменение: 08.10.2015 22:01
|
Новости
21.01.2025 УГЛТУ приглашает на информационную встречу Подробнее »
21.01.2025 Утверждён новый Перечень вступительных испытаний в ВУЗы Подробнее »
15.01.2025 Военнопартиотический клуб "Саланг" приглашает! Подробнее »
09.01.2025 В школе проводится очередной "Урок цифры" Подробнее »
13.12.2024 В школе проводится очередной "Урок цифры" Подробнее »
10.12.2024 Онлайнконференция портала Учеба.ру, посвящённая изменениям в приёмной кампании 2025 Подробнее »
07.12.2024 Портал Geekz проводит Онлайнмероприятие для учеников 10 и 11 классов и их родителей Подробнее »
30.11.2024 Олимпиада по спортивному программированию "Технокубок" Подробнее »
|