Аннотация к рабочей программе по предмету: Основы духовно-нравственной культуры народов России Класс(ы) 5—9
Срок реализации программы, учебный год(ы) 2020—2022
Количество часов по учебному плану:
| 5 класс | 6 класс |
в год | 35 | 35 |
в неделю | в соответствии с планами педагогов—предметников и классного руководителя | в соответствии с планами педагогов—предметников и классного руководителя |
Программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (с изменениями);
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 в редакции от 29.06.2017 г.;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
- Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 с изменениями, внесёнными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 08 июня 2015 г. № 576, от 28 декабря 2015 г. № 1529, от 26 января 2016 г. № 38, от 21 апреля 2016 г. № 459, от 29 декабря 2016 г. № 1677, от 08 июня 2017 г. № 535, от 20 июня 2017 г. № 581, от 05 июля 2017 г. № 629;
- Перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699;
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно—методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 года № 1/15).
Современные тенденции развития российского общества, связанные с процессами миграции, снижение социального уровня жизни, возрастание экстремистских настроений в молодёжной среде, обострение межрелигиозных противостояний в мире влияют на духовно—нравственные, мировоззренческие позиции современной российской молодёжи.
Сложность общекультурной характеристики России в том, что она представляет собой "мир миров", охватывающий своими политическими и историческими границами сотни этносов, которые не просто соседствуют друг с другом, а веками мирно сотрудничают, обогащая свою культуру. И это мирное сосуществование является условием сохранения каждого этноса и залогом целостности России.
Необходимо сохранить и развивать сформированную веками общероссийскую культуру, духовно—нравственные основы межличностного, межкультурного сотрудничества, совместного проживания и развития российских народов, уберечь нашу страну от распада, а молодёжь — от чуждых нам "ценностей". Для этого необходимо понимать историческое прошлое России, особенности бытия её коренных народов, общие закономерности взаимоотношений между ними, существующие и зарождающиеся потребности, связи, социокультурные, психологические и этнокультурные традиции.
Реализация предметной области "ОДНКНР" в системе основного общего образования должна способствовать:
- освоению обучающимися основ духовности и нравственности, заложенных в российской культуре;
- формированию гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю страны, уважения к ценностям многонационального российского общества, этнокультурам народов России;
- формированию и становлению гуманистических ценностных ориентаций у обучающихся, уважительного отношения к людям другой национальности, их культуре, языку, традициям и религиозным воззрениям, умению вести диалог и отстаивать свои гражданские, общечеловеческие позиции;
- формированию высокообразованной, целостной личности, социально ориентированной на мир в его органичном единстве и многообразии народов, культур, мировоззрений, способной делать правильный выбор в ситуациях самоопределения.
Предметная область "ОДНКНР" является логическим продолжением комплексного курса "Основы религиозных культур и светской этики"(ОРКиСЭ), реализуемого в начальных классах, и направлена на преемственность связей с предыдущим и последующими уровнями общего образования. Предметная область "ОДНКНР" реализуется в ПМАОУ "СОШ № 7" через учебные предметы, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации (обществознание, историю, литературу, географию, курс "Край, в котором я живу"), которые обеспечивают достижение следующих результатов:
- воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;
- воспитание веротерпимости, уважительного отношения к взглядам людей, к их религиозным чувствам или к отсутствию таковых;
- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
- формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и локальных сообществ;
- формирование представлений об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности.
Программа образовательной области "ОДНКНР" основывается на двух подходах: системно—деятельностном и личностно—развивающем, а также с учётом аксиологического, антропологического и синергетического подходов.
Системно—деятельностный подход, лежащий в основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит своё отражение в переходе от
- определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как умения учиться;
- включения содержания обучения в контекст решения учащимися жизненных задач, т.е. от ориентации на учебно—предметное содержание школьных предметов к пониманию учения как личностно значимого процесса образования;
- стихийности учебной деятельности ученика к стратегии её целенаправленной организации и планомерного формирования;
- индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.
Личностно—развивающий подход при реализации предметной области "Основы духовно—нравственной культуры народов России" предполагает, что цели и содержание образования приобретают личностный смысл для каждого обучающегося. Важно при проектировании содержания предметной области соблюдать ценностные ориентиры и потребности обучающихся. Личностно ориентированный подход основывается также на учёте индивидуальных особенностей обучаемых, которые рассматриваются как личности, имеющие свои характерные черты, склонности и интересы. Отмечается, что для каждого учащегося типичен тот или иной способ осуществления деятельности по овладению как общероссийской культурой, так и этнокультурой своего народа, региона.
Обучение основам культуры народов России в соответствии с этим подходом предполагает:
- самоопределение учащихся в процессе обучения, что зачастую выражается в выборе определенных тем для самостоятельного изучения, выполнения проектов, творческих работ, научных докладов и т.п.;
- опору на имеющиеся у учащихся знания о культурах народов России, на их личностный опыт;
- учёт социокультурных, этнических особенностей учащихся, их образа жизни, семейных традиций;
- учёт эмоционального состояния учащихся, а также их морально—этических и нравственных ценностей;
- целенаправленное формирование универсальных учебных действий на основе имеющего культурного опыта в этнокультурах народов России;
- субъект—субъектное отношение учителя и учеников при организации уроков, занятий по культуре народов России, использование учебного материала с примерами из жизни и творчества отдельных выдающихся деятелей культуры, науки, искусства народов России, анализ, сравнение, обобщение материала из героических страниц в истории народов России.
Педагоги выбирают модули, учитывая возраст обучающихся, мотивацию родителей и обучающихся, наличие определенных учебно—методических возможностей и организационных условий.
Программа позволяет учителям творчески подойти к проектированию учебного материала. Порядок, в котором расположены модули, не должен обязательно соответствовать порядку их изучения по классам и возрастным категориям.
Содержание модулей может реализовываться как в целостном виде, так и фрагментами; в их изучении может применяться как линейный, так и концентрический принцип.
Работа по Программе осуществляется в форме урочной и внеурочной деятельности, путём включения соответствующего материала в содержание других предметных областей.
По всем перечисленным выше причинам данная Программа не регламентирует очерёдность изучения модулей, количество учебных часов, выделенных в том или ином классе. Программа подготовлена с учётом интеграции различных образовательных областей, в первую очередь — предметов гуманитарного цикла.
В содержании модулей Программы можно увидеть немало параллелей с курсом обществознания. Однако, в отличие от обществознания, принципы построения содержания "ОДНКНР" отличаются гораздо более выраженной культурологической и этнокультурной направленностью, а реализация этого содержания носит деятельностный и воспитательный характер.
ПМАОУ "СОШ № 7" определяет сроки обучения учащихся 5-х — 9-х классов по программам образовательной области "ОДНКНР" в течение двух лет (5—6 класс).
Рабочая программа содержит следующие разделы:
- Планируемые личностные и метапредметные результаты освоения ООП по предмету;
- Планируемые предметные результаты освоения ООП по предмету;
- Содержание учебного предмета;
- Тематическое планирование.
Предусмотрены следующие виды контроля: входной и промежуточный.
Последнее изменение: 08.06.2021 15:50
|
Новости
21.01.2025 УГЛТУ приглашает на информационную встречу Подробнее »
21.01.2025 Утверждён новый Перечень вступительных испытаний в ВУЗы Подробнее »
15.01.2025 Военно—партиотический клуб "Саланг" приглашает! Подробнее »
09.01.2025 В школе проводится очередной "Урок цифры" Подробнее »
13.12.2024 В школе проводится очередной "Урок цифры" Подробнее »
10.12.2024 Онлайн—конференция портала Учеба.ру, посвящённая изменениям в приёмной кампании 2025 Подробнее »
07.12.2024 Портал Geekz проводит Онлайн—мероприятие для учеников 10 и 11 классов и их родителей Подробнее »
30.11.2024 Олимпиада по спортивному программированию "Технокубок" Подробнее »
|